АНО помощи детям с аутизмом и другими нарушениями развития «Перемена» совместно с Управлением по образованию Администрации городского округа Балашиха реализует инклюзивный проект «Ресурсный класс» для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5».
Презентация проекта «Ресурснй класс»
Цели проекта:
- реализация права обучающихся с РАС на получение общего образование в условиях инклюзивного образования, в среде совместного обучения с типично развивающимися сверстниками;
- развитие у детей социальных навыков, навыков общения с другими людьми, навыков правильного поведения в обществе и развитие коммуникации;
- адаптация к самостоятельной жизни детей с РАС с помощью методов Прикладного анализа поведения, педагогической коррекции, использования инновационных технологий обучения, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие ребенка.
Задачи проекта:
- создание специальных условий (средовых, кадровых, организационных) для адаптации, обучения и коррекции нарушений развития обучающихся с РАС на основе адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов в рамках реализации основной общеобразовательной программы;
- подготовка обучающихся с РАС к постепенному включению в общеобразовательные классы и обучению совместно с типично развивающимися сверстниками в условиях инклюзии.
Что значит «Ресурсный класс»?
«Ресурсный класс» — это отдельный кабинет в общеобразовательной школе, в котором есть необходимые «ресурсы»: специалисты, владеющие необходимыми знаниями и навыками, применение принципов и методов прикладного анализа поведения, структурированная среда, специальная ученическая мебель и оборудование, адаптированные программы и материалы.
Дети с аутизмом в силу своих особенностей поведения, нарушения коммуникации и социализации не могут сразу сесть за парту со сверстниками. Такая модель обучения дает возможность плавно «включить» детей с аутизмом в общеобразовательную среду. Сначала дети обучаются в отдельном классе (помещении) по индивидуальной адаптированной программе, но на какие-то предметы, с тьютором могут выходить в общий класс сверстников. Постепенно время присутствия ребенка в общеобразовательном классе увеличивается, и в конечном итоге осуществляется полный переход в общеобразовательный класс.
Какие специальные условия необходимо создать детям с аутизмом для обучения в общеобразовательной школе?
1) Структурированная и обогащенная среда:
- Зона для индивидуальных занятий. Оборудуется специальными партами с разделительной кабиной. Предназначена для обучения новым навыкам на индивидуальных занятиях учеников с их тьюторами и другими педагогами;
- Зона для групповых занятий. Оборудуется обычными школьными партами, стульями, доской и другой мебелью аналогично общеобразовательному классу. Предназначена для обобщения навыков индивидуальных занятий, моделирования ситуаций общеобразовательного класса.
- Зона сенсорной разгрузки. Оборудуется специализированным оборудованием: кресла-мешки, маты, фитболы, сенсорные предметы. Предназначена для разгрузки, снятия напряжения у учеников.
2) Команда специалистов:
В работе ресурсного класса очень важное значение имеет команда специалистов, ее состав таков:
Супервизор — специалист самой высокой квалификации в прикладном поведенческом анализе. В его задачи входит утверждение программ, составленных на основе тестирования учеников, контроль реализации программ и продвижения детей, утверждение плана перехода каждого ученика в регулярный класс, контроль поведенческих программ, тренинги и супервизии для куратора, учителя ресурсного класса.
Куратор. Его обязанности — это утверждение и корректировка учебных планов, мониторинг и оценка работы ресурсного класса, обучение педагогического коллектива, консультации по работе с нежелательным поведением, консультации родителей, урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Учитель ресурсного класса составляет и корректирует индивидуальные программы, составляет план уроков, ведет документацию по ресурсному классу, проводит тренинги инструкторов РК по программам, проводит диагностику и анализ результатов, мониторинг и коррекцию работы инструкторов РК по планам.
Тьюторы. В обязанности тьютора входит проведение индивидуальных занятий с учениками, помощь ученикам во время групповых занятий, сопровождение на уроках в регулярном классе, сбор данных о поведении ученика, заполнение бланков о приобретении новых навыков, участие в регулярных тренингах.
3) Прикладной анализ поведения как основа технологии обучения
Прикладной анализ поведения (Applied behavior analysis или АВА) — научная дисциплина, в рамках которой изучается влияние внешних факторов на социально значимое поведение человека и разрабатываются практические методы изменения (модификации) поведения. Задачами АВА в ресурсном класс являются: преодоление сложности в освоении образовательной программы, развитие социальных навыков, навыков коммуникации, подготовка к совместному обучению с типично развивающимися сверстниками в условиях инклюзии.
Почему проект «Ресурсный класс» приходится организовывать с привлечением средств спонсоров и родителей?
На сегодняшний день в государственной системе образования отсутствует сформированная модель и технологии инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную школьную среду. Эта модель образования только начинает развиваться в России и ее работа пока не отрегулирована законодательно. Поэтому средства на такую модель образования школы пока не могут закладывать в бюджет в полном объеме.
Так, например, школа не может выделить средства на закупку специальных парт с разделительной кабиной, на закупку оборудования для зоны сенсорной разгрузки, т.к. данное оборудование является нестандартным.
Также невозможно выделение средств на оплату услуг таких специалистов по прикладному анализу поведения как супервизор и куратор, так как эти должности пока не предусмотрены в школах. Кроме того, ставки таких специалистов как тьютор и ресурсный учитель, выделяемые школой, очень низкооплачиваемые, в связи с этим необходимы доплаты специалистам из дополнительных источников.
Для успешной работы команды ресурсного класса необходимо постоянное обучение специалистов, повышение их квалификации, это тоже важная статья затрат, которую должна взять на себя родительская организация.
Для разработки индивидуальных адаптированных, в т.ч. наглядных учебных материалов, используется современное офисное оборудование (МФУ, ламинаторы), требующее регулярного приобретения большого количества разнообразных расходных материалов, на которые школа также не имеет возможности выделить средства.
АНО помощи детям с аутизмом и другими нарушениями развития «Перемена» просит всех людей, не равнодушных к нашему проекту оказать нам помощь в его реализации!
Как попасть / открыть ресурсный класс?
В наш ресурсный класс нет набора.
Все действующие ресурсные классы открыты Управлением по образованию по запросу инициативной группы родителей — единомышленников, воспитывающих детей с аутизмом 7-8 летнего возраста.
Мы готовы предоставить информационную поддержку и поделиться своим опытом открытия и организации ресурсного класса.
И ознакомиться с пошаговой инструкцией «Как открыть ресурсный класс» от РОО «Контакт»